вступительное слово куратора
Алексей Масалов

филолог, критик, куратор, кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры теоретической и исторической поэтики

и кафедры истории русской литературы новейшего времени РГГУ

В каждом университете есть литературный кружок, клуб или тому подобные вещи, в которых студент:ки встречаются, обсуждают свои или чужие тексты, расслабляются и находят новых друзей и подруг. В моем вузе в Орле такой был, уже работая преподавателем, я наблюдал различные варианты схожих собраний. Чаще всего они имеют рекреационную и терапевтическую функцию, нежели эстетическую. Иными словами, нужны для отдыха, поддержки, поиска ответной реакции.

Такой вариант не имеет смысла осуждать, тут более хотелось бы какого-то исследования в рамках социологии литературы, которое могло бы выявить конвенции, на которых строятся студенческие тексты, и специфику литературного кружка в вузе как сообщества. Ведь часто «студенческая литература» (назовем это так) возникает в рамках эстетики школьного канона, усложненного «звёздами» читательского опыта (в поэзии это – Маяковский, Бродский, Есенин, Рыжий и др.). Это не хорошо и не плохо, это специфика медиасреды, в которой мы живем, и (не)доступности актуальных литературных практик, которая, скорее, связана не со сложностью современных текстов, а с атомизирированностью независимого информационного пространства и прочей спецификой СМИ.

Но иногда возникают проекты иного типа, стремящиеся писать не только «для души», но и для эстетического поиска. Такие проекты мыслят себя в рамках актуального литпроцесса, и если не стремятся войти в литературное поле, то хотя бы ориентируются в том, что такое актуальная литература, берущая свой исток в неподцензурных литературных практиках 1960-х – 1980-х годов.

Именно таким проектом является альманах «Пеликан», вступительное слово к которому вы открыли перед или после чтения опубликованных в нём автор:ок. Я же играю в нём роль куратора из педагогической среды как преподаватель и, возможно, из литературной среды как критик. В составлении номера я не принимал прямого участия, мог что-то посоветовать, но в целом следовал своему принципу и желанию становления множества независимых институций с собственными эстетическими принципами, которые будут выстраивать свой путь наравне с крупными игроками литературного поля.

Что значит такой журнал с его попытками работать с актуальными смыслами и эстетиками для молодежной (не только студенческой) среды? Что появляется возможность прикоснуться к живой литературе не только в рамках занятий, но и индивидуальной практики. Что приемы и конвенции литературного поля доступны каждо:й студент:ке. Что проблемная литература возникает не как развлечение для академических элит, а как поиск субъект:кой своего места в условиях, предоставленных современным миром.

В первом номере вы можете увидеть уже включенных в литературную коммуникацию авторо:к и дебютант:ок, поиски в рамках заданных трендов и формирование каких-то новых, автофикциональные тексты, полифоничные медиагибриды, герметичную лирику, орнаментальную и мифологическую прозу, экспериментальное эссе, переводы и т.д и т.п. Всё это, как кажется, делает этот журнал интересным для чтения между парами или во время отдыха от рабочих дел.

Появление такого журнала даёт повод надеяться, что актуальная литература оказывается интереснее других популистских форм, потому что открывает пространство для эстетических поисков и исследования проблемных мест в индивидуальной и общественной жизни. Просто такая форма – это не только отражение настоящего студенческой литературы в рамках одного вуза, но и вклад в будущее актуальной литературы на русском языке. И каким будет это будущее зависит от подобных проектов.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website